Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

215

Игорный рынок Казахстана имеет ряд негласных проблем, о которых обычно не пишут профильные СМИ. Мы разобрали основные проблематики рынка, поговорили о подводных течениях нелегального сегмента и причинах такого положения дел с президентом Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан Бадри Шаинидзе.

Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

Нелегальный игорный рынок Казахстана: кто виновен

О существовании нелегального рынка на территории Казахстана свидетельствует недовольство местного населения и соответствующие жалобы, обращенные к властям, регулярные новостные сводки о закрытии правоохранительными органами «серых» гемблинг-заведений, а также заявления о деятельности нелегального бизнеса со стороны законодателей. Так, глава Карагандинской области Ерлан Кошанов, в связи с направленными к нему жалобами от местных граждан на разрастание числа несанкционированных залов с игровыми автоматами, призвал к необходимости борьбы с теневым игорным бизнесом, дополнительно признав этим самым факт его существования на территории страны.

Чиновник сообщил о проведенных правоохранительными органами обысках в отделениях нелегальной букмекерской компании Finbet, которая работает в восьми областях страны, где примерно 43 конторы незаконно предлагали услуги по ставкам. По итогам следственных мероприятий была остановлена работа нескольких контор компании.

Касательно факта существования незаконного игорного бизнеса, его разрастания и вероятных ошибок правительства, приведших к этому, представитель вышеупомянутой Ассоциации полагает, что в данном вопросе ответственны не только представители власти. Эксперт указывает на раздельность легального и нелегального сектора.

«В Казахстане существует и легальный игорный бизнес, который абсолютно безучастен в противодействии с нелегалами», – уточняет Бадри Шаинидзе.

По заявлению специалиста, основные моменты, влияющие на соотношение легального и нелегального игорного бизнеса, связаны с законодательством. Сюда входят регулирующие меры, в том числе и постлицензионные, а также координирование игорного рынка в целом и по отдельным отраслям при участии различных ассоциаций.

Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

Далее, рассматривая игорный рынок страны более масштабно, президент Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса напомнил о том, что согласно законодательству, гемблинг-сектор Казахстана разграничен на две основные категории:

  • Азартные игры, в которых клиент и/или организатор принимает прямое участие. Сюда относятся казино, залы игровых автоматов, расположенные в специально отведенных для этого местах.
  • Пари – игры, на которые осуществляются ставки. При этом, отмечает эксперт, в игровом процессе организатор и/или клиент прямого участия не принимают. В Казахстане так же, как и в большинстве стран, услуги по приему ставок выполняют букмекерские конторы и тотализаторы, которые могут работать по всей республике.

Но несмотря на законодательно закрепленные критерии, разграничивающие игорный бизнес на две упомянутые категории, разница между азартными играми и пари, отмечает Бадри Шанидзе, достаточна размыта и до определенного времени устраивала, к примеру, букмекеров и тотализаторы.

Затруднения в продуктивности работы легальных букмекеров в последние четыре года эксперт связывает с открытием многочисленных нелегальных касс, которые принимали ставки на быстрые игры (Inbet, FLG, Bet Games, популярные в Казахстане и по сей день). Согласно уточнениям специалиста, нелегальные кассы ввиду быстрой окупаемости заполонили игорный рынок Казахстана. Это привело к тому, что легальные букмекеры практически перестали принимать ставки на спортивные события, так как рентабельность была достаточно низкой.

Раннее мы писали, каково отношение к азартным играм среди населения и правительства Казахстана.

При этом, рассматривая деятельность теневого бизнеса на конкретных случаях, эксперт уточнил, что в вышеуказанную ситуацию деятельности букмекеров включились органы исполнительной власти Казахстана:

«Фискальные органы заподозрили быстрые игры в “азартности”, что свидетельствовало о том, что такие игры должны проводиться только в казино, и начали заводить уголовные дела по статье 307 УК (незаконное занятие игорным бизнесом). Так, в 2016 году было заведено 337 уголовных дел, в 2017-м – 586, в 2018-м – 738», – приводит конкретные данные представитель Ассоциации.  

Следует отметить, что такие количественные показатели свидетельствуют лишь о разрастании индустрии нелегальных азартных игр.

Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

Также специалист более подробно выделил причину, по которой в государстве существуют проблемы с незаконной деятельностью игорных компаний, имеющих лицензию. Постлицензионный контроль, по словам Бадри Шаинидзе, в Казахстане полностью отсутствует, что указывает на отсутствие органа, который бы в полной и должной мере выполнял эту функцию путем проверок деятельности компании.

Также отмечаются и другие проблемы, кроме деятельности нелегальных игорных касс и сайтов. Сюда относятся негативное отношение населения и правительства к игорному бизнесу и нарушение прав клиентов, что объясняется, согласно мнению правозащитника, отсутствием управления и координирования игорного рынка в целом по отраслям посредством ассоциаций.

В данном контексте эксперт выделил основную проблематику, с которой встречаются ассоциации республики:

«В Казахстане существуют ассоциации во всех сферах игорного бизнеса, но они не объединяют абсолютно всех в своей отрасли. Они действуют в рамках узко поставленных целей и задач, не имеют влияния, а соответственно, и контроля над отраслью, которую представляют», – подытожил Бадри Шаинидзе.

Признание факта существования игорной зависимости: чего ждать от властей

Недавно стало известно о рассмотренном в Мажилисе кодексе о здоровье, в который законодатели включили вопрос о зависимости от азартных игр. Известно, что документ регламентирует нормы, нацеленные на охрану психического здоровья, а значит, и профилактику лудомании. Отмечается, что целью создания данной законодательной нормы является усиление государственного контроля в сфере медицины. Также известно, что в случае принятия данного кодекса медицина будет более доступна для жителей отдаленных городов, что, в свою очередь, может быть актуально и для игорных зон, размещенных в нескольких областях страны. 

Однако при этом остается неизвестна причина такого решения властей – это следствие существования проблемы лудомании или же подготовка правительства к возможным переменам на игорном рынке? Эксперт внес ясность в данный вопрос. По его мнению, тот факт, что в законодательстве Казахстана указан термин, обозначающий зависимость от азартных игр (лудомания), свидетельствует о признании существования данной болезни. При этом, согласно уточнениям Бадри Шаинидзе, ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия лудомании либо чего-либо отождествленного с этим термином.

Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

Также специалист в области права высказался по вопросу о законодательных изменениях в сфере гемблинга и их влиянии на рынок в рамках принятия термина «лудомания». В первую очередь Бадри Шаинидзе не исключает появления базы данных, в которую будут вноситься все игорнозависимые, что в итоге покажет общую картину по их численности. Также эксперт допускает возможность введения запрета на принятие ставок от лиц, имеющих зависимость от азартных игр, и внедрение конкретных мер, препятствующих распространению лудомании. В качестве примера по профилактике специалистом приводится информирование граждан о вреде ставок по аналогии с алкоголем и табаком.

Таким образом, изменения в кодексе о здоровье позволят проследить количество людей, на которых азартные игры оказывают негативное влияние, и впоследствии законно ограничить их от пагубного влияния гемблинга.

Локализация букмекеров остается в статусе предложения

В предложенном законопроекте об игорном бизнесе Казахстана был внесен пункт о локализации букмекерских контор в отдельные действующие «игорные резервации». Ряд участников, в том числе и заместитель директора БК Tennisi Сергей Казаков, высказали свое недовольство данным предложением, приводя в качестве аргумента сокращение налоговых отчислений и количества рабочих мест. Сергей Казаков также отметил, что подобные поправки уже рассматривались ранее, однако в заключении Правительства Республики Казахстан от 21.07.2014 г. данное предложение поддержано не было.

В продолжение данной темы эксперт также рассказал о статусе, в котором сегодня работают букмекеры Казахстана. Согласно представленной экспертом информации, положение о переводе наземных касс в определенные зоны, обсуждаемое в парламенте, на сегодня отражено лишь в рамках предложения по законопроекту в сфере игорного бизнеса. При этом Бадри Шаинидзе высказался и по поводу работы онлайн-сегмента. По его словам, проект закона не ограничивает в деятельности онлайн-сегмент букмекерских контор, а при перенесении наземных касс букмекерских контор в отдельные зоны популярность онлайн-ставок только поднимется.

В случае подобного развития сценария, эксперт акцентирует на том, что остается открытым вопрос, смогут ли легальные отечественные букмекеры конкурировать с нелегальным сегментом и сможет ли государство обеспечить исполнение запрета на деятельность нелегалов в онлайн-пространстве.  

Чего ожидать?

Прогнозируя дальнейшие события, Бадри Шаинидзе ожидает возникновения вероятной конкуренции из-за появления различных модификаций наземных касс букмекерских контор, которые, по его словам, могут появиться под видом интернет-кафе и всевозможных других точек.

Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

По мнению специалиста, никто из сторонников локализации не может дать прогноз, каким будет развитие игорного бизнеса после принятия решения о переводе сектора в игорные зоны.

Также эксперт прокомментировал намерения государства и возможное принятие им компромиссного решения:

«Государство, понимая то, что придется потерять часть налоговых сборов и оставить n-ое количество людей без работы, выполняет приоритетную цель, подкрепленную общественными интересами – это снижение влияния игорных заведений в обществе путем локализации касс букмекерских контор».

По мнению представителя Ассоциации, основными предпосылками к данным действиям со стороны правительства является преступность, так или иначе связанная с игорным бизнесом, а также рост вовлеченности граждан в игру и рост игромании в стране.

Подводя итог в вопросе по переводу букмекеров в игорные зоны, эксперт заявляет, что локализация не является лучшим решением проблемы, однако при ее внедрении необходимо иметь четкое представление о ситуации по дальнейшему развитию игорного бизнеса. Также, по мнению специалиста, альтернатив локализации на сегодня множество.

Таким образом, можно заключить, что, обсуждая предложение о локализации наземных букмекерских контор, правительство задается целью снизить вовлеченность местного населения в азартные игры и оказать воздействие на преступность в секторе гемблинга, однако при этом власти не поднимают вопрос о том, что наземный сектор может не справиться с конкурентом, работающим на онлайн-рынке.

Инициатива по запуску Центра учета ставок (ЦУС)

Впервые о введении Центра учета ставок (ЦУС) стало известно осенью 2019 года. С появлением данной информации эксперт в лице генерального директора Ассоциации конноспортивных тотализаторов Сергей Побочий заявил, что данный механизм позволит сократить объемы теневого рынка. Согласно уточнениям Министерства культуры и спорта, данная инициатива государства нацелена на наведение порядка и обеспечение законности в индустрии азартных игр.

Сам проект закона предусматривает, что ЦУС будет осуществлять учет ставок на основании открытого конкурса и окажет таким способом влияние на работу БК по части прозрачного потока финансов и, соответственно, пополнения государственного бюджета. Система призвана фиксировать наличные и электронные платежи от игроков в адрес букмекерских касс.

Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

По информации Бадри Шаинидзе, законопроект о создании Центра учета ставок (ЦУС), раскритикованный некоторым участниками букмекерского бизнеса, еще находится на рассмотрении в парламенте, так как некоторые его положения требуют более тщательной разработки. Эксперт допускает, что дополнительное внимание в этом вопросе уделяется противоречиям по положениям ЦУС.

Вместе с тем, по его мнению, критика инициативы букмекерами вполне обоснована:

«Не ясны механизмы принятия оператора ЦУС, какие требования выставляются к претендентам, а также вопрос участия рынка по взаимодействию с ЦУС, в том числе финансовому», – уточняет эксперт.

В целом Бадри Шаинидзе считает, что инициатива по внедрению Центра учета ставок продиктована временем и представляет собой переход игорной индустрии на более высокую ступень развития. Причиной этому является то, что база данных способна собрать сведения о клиентах, обеспечивать регистрацию и возможность запрета на прием ставок у лудоманов либо у лиц, чье пристрастие вызывает опасения у окружающих.

«Работоспособная база данных является необходимостью», – резюмирует эксперт.

Лотерея vs ставки на спорт: где преимущества

На сегодняшний день широкой популярностью среди казахстанцев пользуются не только букмекерские услуги, но и лотереи. Вероятность вытеснения одних другими по различным причинам (качество обслуживания, правовое регулирование направления) эксперт назвал маловероятной. Основной причиной он обозначил следующее:

«И в лотерее, и в пари для выигрыша требуется совпадение ставки с итогом, но если просчитать победу в лотерее не представляется возможным, что сводит шансы клиента к выигрышу минимальным, то в пари при помощи своих навыков клиент имеет возможность повысить шансы на выигрыш».

Специалист уточняет, что именно благодаря различиям в механизме выигрыша ставки на спорт все равно будут пользоваться спросом, однако конечная картина в его популярности зависит от конкурентных способностей сторон.

Игорный рынок Казахстана: негласные проблемы существуют, но кто будет их решать?

Так, эксперт подчеркнул, что к лотерейным розыгрышам допускаются участники моложе тех, которые могут воспользоваться услугами букмекерских контор, что, в свою очередь, играет положительную роль в охвате лотерейным рынком аудитории.

Интересно

Освещая лотерейный рынок Казахстана, Бадри Шаинидзе уточняет, что он представлен не только классической лотерей – тиражной и мгновенной. Также пользуются спросом электронные терминалы, которые предоставляют услуги электронной лотереи (Lotomatic) и возможность играть в отдельных помещениях в онлайн-лотерею (LotoClub).

«Например, возрастной ценз у лотереи 18 лет, в пари – 21 год. Кассы лотереи никак не ограничены по местонахождению, тогда как букмекерские кассы не могут находиться в жилых зданиях и не только. Законодательство о лотерейной деятельности несовершенно, но имея то, что есть, можно определить, что довольно четко прописаны требования к лотереям – права и обязанности оператора распределены пропорционально, определена четкая ответственность за нарушение законодательства». 

Однако, как указывает специалист, законодательная система в отношении игорного бизнеса все же имеет пробелы, формирующие так называемые лазейки, которыми пользуются участники гемблинг-индустрии, а правоохранительные органы, со своей стороны, пресекают это.

Вместе с тем в противостоянии «букмекеры – лотереи», отмечает эксперт, с точки зрения чистоты работы именно у лотереи есть преимущества. Так, лотерейный оператор обладает правом на монополию, что сказывается на управлении, а соответственно, и распределении ответственности.

«За все действия на рынке лотереи ответственность несет лишь один, тогда как за действия на рынке букмекерской деятельности из-за одного нелегала ответственность (негатив) падает на всю отрасль», – уточнил эксперт.

В связи с этим при обзоре игорного рынка Казахстана, в частности деятельности букмекеров и пополнения ими государственного бюджета, на сегодняшний день открытым вопросом остается деятельность нелегального рынка, которая невидима в официальном поле из-за законодательных упущений. Также отсутствие монополии на букмекерском рынке существенно усложняет процесс контроля со стороны правительства, что, вероятно, является еще одной причиной существования теневого рынка.

Напомним, кодекс о здоровье, рассматриваемый в Мажилисе, содержит нормы и по профилактике лудомании.